Mail - Ссылка отключена Guestbook - Ссылка отключена Home
I am the Welder homepage

Вся та музыка, которая меня трогает — по большому счёту — выросла из Битлз.
Поэтому о Битлз и стоит немного поведать.

Intro
About design
About music
About myself

!The love you take is equal to the love you make

Ниже опубликованы материалы из екатеринбургского битлзина «Эплоко», до недавнего времени издававшегося Уральским Битлз-клубом. Все тексты авторские, и отражают, понятно, авторское видение о оценку предмета. При перепечатке и использовании текстов или их фрагментов (в корыстных целях) ссылка на источник обязательна.

« Журнал Эплоко

Квадратура Яблока

Fab Four на то и четвёрка, чтобы быть четвёркой. И кого бы ни именовали «пятым Битлом»: Стю Сатклиффа ли, Пита Беста ли, Джорджа Мартина ли… (можете продолжить ряд на своё усмотрение), — это всегда будет нонсенс. Ибо — см. начало.

Подобно четырём отрезкам прямой, способным составить герметичный геометрический квадрат, четвёрка Битлов в своей совокупности образовала самодостаточную замкнутую сущность.

Жаль, что квадрат не обладает ни жёсткостью треугольника, ни совершенством круга...

Устав видеть лишь лица друг друга и пытаясь приблизиться к идеалу, Битлз вспомнили о яблоке, чей свежий и терпкий вкус детства, присущий их жизни под крылом «папы» Брайана, постепенно сменился неприятной оскоминой.

Но то «Яблоко», которое сочинили Битлы, как прежде сочиняли свою «Эластичную Душу», выросло на яблоне из стекла и бетона, нефти и никеля. И рядом с ним, наливаясь соками, высосанными из соседей, пучили глаза отвратительные саблезубые мутанты. Не вынеся соседства, «Яблоко» упало вниз, на дымящийся асфальт...

Что же дальше? Расколотое на четыре четверти и разбросанное по четырём сторонам света оно попало на разную почву, где и прижилось, и проросло, и окрепло, и дало плоды, и питало ими птиц небесных, зверей лесных и людей живущих. Это были разные плоды, но — среди них не было Яблока.

Почему же Битлз, взломав тесные рамки квадрата, так и не смогли стать Яблоком? Каждый из нас — включая и тех, кто не хочет и не может смириться с фактом — имеет свой собственный, пусть и не высказанный, ответ на этот вопрос. Любой ответ тщетен. Но Яблоко чудесным образом существует в Наших сердцах. И всегда будет питать Наши алчущие души, доколе последний из Нас остаётся жить.

© Ал Воронков, 2004—2005, Екатеринбург

Все мы выросли из битловской «Мишели»

Мне кажется, вряд ли кто пытался систематизировать все формы воздействия феномена The Beatles на советскую молодежь. Опуская чисто внешнюю сторону вопроса — прически, одежда, — хочу остановиться на творчестве.

Вариантов влияния The Beatles на умы и сердца наших меломанов больше, чем может показаться поначалу.

Первый — самый архаичный, но и самый популярный до сих пор— это прямое подражание группе. Копирование различно по качеству, несколько ограничено по выбору репертуара, чаще всего это песни раннего и среднего периода (ни разу не слышал, чтобы какая-нибудь наша команда делала «живьем» «Penny Lane», «I Want You» или «Across the Universe»).

Определенного коммерческого успеха добилась в этом деле группа «Блиц». Выбрав дорожку, проторенную группой «Beatlemania» и другими западными эпигонами Четверки, тбилисцы пытаются показать зрителю, как же те самые Битлы выглядели на сцене. Незначительное внешнее сходство, подбор голосов и инструментов создают иллюзию присутствия на шоу в «Палладиуме» или в «Чаше Голливуда». Но если вам посчастливилось наблюдать на экране истинных The Beatles, то «блицевская» бутафория тускнеет и вызывает лишь разочарование: и барабаны не те, и гитары самопальные, и ударник похож на кого угодно, только не на Ринго...

Вариант второй. Берется очень популярная битловская песня и исполняется на русском, припев чаще всего звучит на английском. Перевод, мягко говоря, неточен, хотя кое-какая смысловая связь с подлинником существует. К примеру, подстрочный перевод песни «Drive My Car» звучит так:

«Спросил я девушку, кем она хочет стать,
Она ответила: «Неужели непонятно?
Хочу быть знаменитой, хочу быть кинозвездой,
Ну а пока — ты тоже можешь кое-что сделать для меня...»

А вот вариант «Веселых ребят»:

«Поспорил старенький автомобиль,
Что пробежит он четыреста миль.
И, хоть давно уж пора на покой,
Решил в последний раз тряхнуть стариной...»

Наряду с этими официальными «шедеврами» в студенческой среде появились свои сочинения:

«Я вчера поймал жучка
Без капкана и крючка...»

(поется на мотив «Yellow Submarine»),

или

«Ты не даешь мне денег в баню,
Который день уже хожу я грязным...»

(это уже «You Never Give Me Your Money»).

А кто из нас не слышал знаменитые строчки:

«В один из баров Ливерпуля
С гитарами в руках
В кабак вошли четыре парня
В модных пиджаках.
Все их знают, все их любят, Битлами зовут...»

Ах, молодость, молодость... Явное несовершенство текста покрывалось запоминающейся и доступной почти каждому мелодией «Can't Buy Me Love». С легкой руки редактора свердловской студии звукозаписи песня «Любовь не купишь» была провозглашена «Гимном Битлов».

Большой вклад в популяризацию песен The Beatles внес М. Подберезский, который сообщил нам, что «говорят люди о Лэди Мадонне», а также многое другое.

Третий вариант сопряжения наших творческих потуг с «песенками ливерпульских самоучек» заключается в попытке более серьезного подхода к переводам текстов. Эти варианты отличает максимальная близость к подстрочнику, некоторая поэтичность, определенное фонетическое совпадение, желание передать смысловую нагрузку некоторых строк адекватными советскому слушателю понятиями. Вот как переосмыслил Григорий Лескин каламбуры Джона в «Морже»:

«Жрешь одну лишь кукурузу,
Ждешь, когда придет фургон,
Фирменный мальчишка в тот четверг кровавый
Челюсти твои отвисли, был ты просто глуп.
Я — молодчина, все — молодчины. Один я — морж!
Гу Гу Гу Джуб!»

Следующий вариант влияния интересен тем, что члены The Beatles как личности и само их творчество как культурное, политическое или какое-либо иное явление стали предметом разговора со сцены.

Когда-то «Машина Времени» провозгласила Битлз символом «лета 67-го»:

«Ты верил в гитару, Битлов и цветы...»

Михаил Науменко зачислил Пола в перечень знаменитостей города N, наградив званием «финансового гения». А от Виктора Цоя досталось Тихому Битлу: «Джордж Харрисон, который очень любит деньги, послушал мантры и заторчал...» Интересно, чем же «Мистический Маэстро» помешал ленинградскому рокеру?

Трагическая гибель Леннона должна была послужить толчком к созданию мемориальных вещей, но где же они? Лично я слышал лишь одну — это полная искренней боли баллада Владимира Шахрина «Как жаль»:

«Он был нам как учитель, и как брат нам был. Он очень многое сказал, но много недоговорил...»

Доселе неразгаданная притягательность мелодий The Beatles толкает многих сочинителей на выражение отношения к группе через собственную музыку. Это ещё одна точка соприкосновения двух культур.

Однако вряд ли к этому можно отнести «ариэлевские» цитирования «Michelle» в шлягере «В краю магнолий».

Бит-квартет «Секрет» стилизован под The Beatles не только внешне. Их песни, сделанные под ранних Битлов, выглядят ленинградским вариантом группы «Knack».

Борис Гребенщиков и компания, никогда не отрицавшие своего уважения к Четверке, посвящают свой «День Серебра» знаменитому «Сержанту».

Зато Стас Намин закатил такое «Посвящение Битлз», что диву даешься...

Битловское звучание в песнях наших рокеров встречается так часто, что мы этого просто не замечаем. Но это именно так. Не верите? А вы послушайте сами...

У нас есть масса групп, хороших и плохих, знаменитых и пока безвестных, но все они были бы не у дел, не будь в мире музыки The Beatles.

© Леонид БАКСАНОВ, 1986, Свердловск

« Журнал Эплоко 6'2005

Русификация «Сержанта Пеппера»

Владимир Пресняков-старший. «Sgt. P...»
© 1994 Студия НП
© 1994 НП-рекордс


На что всё-таки намекали импульсивные битлы духовыми инструментами, которые они держат в руках на обложке «Сержанта Пеппера»? На то, что они, якобы, духовой оркестр? Но какой оркестр из четырёх человек — непонятно. В одноимённом фильме Роберта Стигвуда пресловутый оркестр вообще заменён какими-то куколками-фантомами, поскольку неясно, как же всё-таки выглядели остальные оркестранты означенного «Клуба одиноких сердец». Остальные многочисленные персонажи обложки «Сержанта», всё-таки, — слушатели. И только сама Четвёрка держит в руках необходимые, но явно не достаточные инструменты; Джон — чужеродную ему валторну, Ринго почему-то — трубу (это единственное, что ему можно доверить?!), Пол — свой любимый английский рожок, Джордж отделался флейтой, хотя по его лицу видно, что табла была бы предпочтительней.

Чтобы разгадать всю эту катавасию, нужен был человек, не только понимающий толк в духовых и разбирающийся в закидонах ливурпульских мистификаторов, но и чувствующий их музыку как свою. Так, чтобы музыка проникла в самые потаённые уголки организма, в самую протоплазму каждой клетки и достигла острия нервных окончаний.

И в один прекрасный день такой человек возник рядом с битлами, заслонив вычурную фигуру мало что понимающей в оркестрах Марлен Дитрих. Фасончик кепочки он, кажется, позаимствовал у Ринго, но зато весьма важные для духовиков кларнет и саксофон, приятно гармонирующие с золотыми галунами изысканно-чёрного камзола, без сомнения, его собственные. Да, кстати, тут кое-кто стал позволять себе накладные карманы...

Несколько несуразный на фоне поджарых битлов, солидный Пресняков-старший, тем не менее, не портит картины. Наоборот, ироничный стиль оформления всего альбома с вкраплением в известные до боли обложки битловских пластинок изображения «пятого битла» русского происхождения умиляет своей наивной непритязательностью. Или спустя десять лет после создания этих коллажей так кажется нам, познавшим секреты Photoshop'a?..

Но не будем о грустном. Всё-таки содержимому музыкальных треков «русского Сержанта» здравомыслящий битломан, не раздумывая, поставил бы твёрдую пятёрку И, дослушав до конца, до самого тайного послания (фразы, записанной задом-наперёд и заменившей в этой инкарнации эпохального альбома бесконечную звуковую абракадабру оригинальной версии), незамедлительно вновь включил бы диск с самого начала. Хотя насладиться им в полной мере вряд ли возможно. Пресняков-старший мало того, что пропустил музыку через себя, но ещё и понял кое-что ещё, чего сами авторы и не подозревали. По истине, художник — лишь проводник... Многозначность смысла гениальных творений определяется интерпретаторами. Всё зависит только от количества вариантов. Чем больше, тем лучше. Петрович представляет одну из самых уникальных расшифровок «Сержанта...»

Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Для начала нам предлагается традиционный диксиленд, А что вы хотели от духового оркестра?! Улыбок? — «Их есть у меня»...

With A Little Help From My Friends. Вместо задорной «застольной» — элегическая пастораль. Тихий детский хор придаёт мелодии ещё и задумчиво-философский оттенок.

Lucy In The Sky With Diamonds. Ещё одно чудесное превращение в духе Золушки: галюциногенный поток «вылился» в нежный «детсадовский» марш с флейтой-пикколо в коде. Намёк на рисунок 4-хлетнего Джулиана Леннона, который вдохновил его папу?

Getting Better. Настоящая rockestra theme с головокружительными переходами и неожиданными поворотами аранжировки.

Fixing A Hole. Наиболее близка к исходнику Размеренный свинг 20-х годов со степом ударных, весело и непринуждённо «забивающих в нору».

She's Leaving Home. Красивейшая композиция, изрядно подсокращённая в сравнении с оригиналом. Причина — отсутствие смысловой нагрузки в виде связного текста об истории некой беглянки-неформалки. Вокал Макки заменён изящнейшей партией кларнета. Роль непредвзятых господ присяжных взял на себя опять же детский хор.

Being For The Benefit Of Mr. Kite! Дань техно-музыке с искаженным звуком и речитативам по образу робото-песенок «Kraftwerk».

With You, Without You. Прежде всего — новый и весьма рельефный ритмический рисунок, и кларнет, неожиданно звучащий, как ситар (или на чём там сыграл Петрович замысловатую индийскую пентатонику). В композиции остро проявляется стремление, присущее почти каждому художнику-битломану родившемуся и выжившему на территории Сйюза. Стремление превратить — хотя бы фантастическим образом — Четвёрку в близких друзей. В пресняковской транскрипции шедевр Харрисона, кроме метафизического, имеет ещё и ёрнический флёр, запечатленный финальной фразой «Хорошо сидим».

When I'm Sixty Four. Самая спорная вещь альбома, в которой саксофон нарочито диссонирует с виниловым скрежетом миньона фирмы «Мелодия», выпущенного в 70-х годах и весьма ценимого тогдашними битломанами. Кто из нас не слышал этой пластиночки?! И именно здесь чуткое и взыскующее ухо обнаружит массу забавных нюансов. Хотя бы простецкое озвучивание самим Петровичем «Битте-дритте, фрау-мадам», меняющее географические параллели происходящего на несколько десятков градусов к востоку, где никак не обойтись без такого родного журчания водо-бочкового инструмента.

Lovely Rita. Пример того, как из проходной вещи можно сделать «конфетку» всего двумя мазками, типа ритмической фразы «Давай, Ритуля!» и эротических придыханий в духе Йоко Оно. Good Morning, Good Morning. Фантазии интерпретатора не знают границ; «любимая Рита» появляется и здесь, превратившись уже в Маргариту Фёдоровну Петрович принадлежит к тому поколению советских людей, которое по ряду причин лучше знало немецкий, чем английский. Поэтому «Гуд морнинг» превращается в «Гутен таг», а отсчёт перед следующим номером — соответственно в «айн, цвай, драй, фир...»

Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (Reprise). Рафинированный фри-джаз, перетекающий в...

A Day In The Life. Настоящий оркестровый фонтан, сначала тихий и струящийся, но достигающий звуковой силы брандспойта, как полагается, под конец. Возможно, финалу чуточку не хватает того по-настоящему битловского безумия, которое было достигнуто в студии «Abbey Road» какофонией десятка инструментов и взрыва шестикратного рояльного аккорда.

Но Петрович и не собирался потрясать основы музыки. Он всего лишь представил себя в лодке на реке с мандариновыми деревьями и мармеладными небесами. Представил — и проникся... Ощущения получились яркие, незабываемые.

А что если и «Эбби роуд» также русифицировать с минимум русских и немецких идиом? Эпохальности в нём не меньше, а уж фантазии Петровичу не занимать...

© Mr. Kite, декабрь 2004, Екатеринбург

« Журнал Эплоко 2'2002

Жизнь /Джону Оно Леннону/

С детства он хотел всем показать, что он не такой, как все. Часто он находил то, чего не было, и ввязывался в драки. Он старался доказать всем что-то — он сам не знал, что.

Он хотел стать знаменитым, «самым-самым главным». В 14 лет он сколотил группу из своих друзей. Они выступали на мелких празднествах. Обычно он завершал эти выступления фразой «Перед вами выступал певец №1 — Джон Леннон» и уже потом упоминал название группы. Впрочем, оно все время менялось.

Участники группы приходили и уходили, но он оставался. Он был ее лидером. Когда группа окончательно развалилась, он покинул ее последним, как капитан покидает свой тонущий корабль.

Он никогда не брал на себя важных решений и по возможности пытался спихнуть их на кого-нибудь другого. Он никогда не умел выбирать. Еще довольно в раннем возрасте он потерял трех самых дорогих ему людей — мать, дядю и лучшего друга. До этого, когда ему еще не было и пяти лет, он многократно переходил из рук в руки родственников. Мать любила его, но не хотела жить с ним. Отец не смог забрать его. Возможно, поэтому его сердце укрылось за прочной железной броней.

Он всегда хотел быть знаменитым — он стал им. Были и рыдающие фанатки, которых не могли вместить самые большие стадионы мира, которые даже не слышали музыки за своими воплями. Он всегда оставался загадкой без отгадки. Он метался от одной истины к другой. Его любили все. Его ненавидели все.

Группа не выступала уже довольно долго, когда он увидел ее. Он ринулся к ней, решив, что она и есть та истина, которую он искал так долго. Он не подозревал, что попал в ее сети и уже не сможет вырваться из них.

Она не любила его. Но он был нужен ей. Он не любил ее — но не мог жить без нее. Он все время хотел быть рядом. Из-за нее его группа развалилась — любовь слепа.

Ее, а затем и его возненавидели. Ее проклинали, его заклинали очнуться. Но ничто не действовало. Он был кроликом, а она — удавом.

Был один, кто думал, что знает его настолько, что может быть им. Он тоже ненавидел его. Но он был им. Это был антион.

Он застрял в радужной дымке наркотиков и в ее и его мире, где не было никого больше. Он ничего не видел — и не хотел видеть. Ему было вполне достаточно его воспаленной фантазии.

Антион видел все. Антион был уверен, что кто-то тут лишний. Но не понял кто. 8 декабря 80 года они встретились. Нет, не произошло ни взрыва, ни образования черной дыры, как обычно бывает при столкновении двух противоположностей. Не произошло совершенно ничего.

Все произошло вечером этого же дня. Они встретились еще раз, и на этот раз образовалась черная дыра. Когда-то давным-давно вместо нее был самый известный музыкант, чьи песни известны любому человеку так же, как и лунная соната.

Она осталась. Практически сразу после его смерти она попробовала заполнить собой эту черную дыру. Но куда песчинке до океана.

Он не умер на самом деле. Просто его душа раздробилась на множество кусочков. В каждом человеке, кто хоть раз слышал его песни, есть этот маленький кусочек. И сказал Он — где двое или трое Соединяются во имя Мое, там Я среди них.

Да будет так.

© Марго Леннон, 14 лет, Саратов

« Журнал Эплоко 3'2003

Савойские трюфели (битловские песни Харрисона)

«Сам по себе Джордж — не тайна. Но тайна души Джорджа — беспредельна. Если наблюдать за ним в естественной обстановке, мало-помалу это становится чертовски занятным».
Джон Леннон (1968 г.)

Эпитет «темная лошадка» Джордж Харрисон со свойственной ему развязной скромностью для себя выбрал сам. Он отдавал себе отчёт в том, что не способен до конца изучить самого себя, так же, как полностью использовать богатейшие данные, дарованные ему Небесами. Тем не менее, никто и никогда не осмеливался подвергнуть сомнению слова Джорджа, сказанные ещё в 1966 году, о том, что главное для него «делать хорошо, как только возможно, всё, за что бы я ни брался, и покинуть этот мир с умиротворенным сознанием».

В начале 80-х Джордж с жаром настоящего гуру излагал следующее: «Ищите свет. Свет — внутри. Это — главное послание... Причина того, чтобы быть здесь, в действительности, заключается в том, чтобы познать путь исхода... Жизнь можно уподобить нити с множеством узлов на ней. Узлы — это карма, вы рождаетесь вместе со всеми вашими прошлыми жизнями, и цель человеческой жизни — попытаться развязать все эти узлы».

В бытность свою Битлом (особенно в ранний период) Джордж далеко не всегда с подобной ясностью и доступностью излагал свои мысли. Зачастую ему, прекрасному музыканту, в прошлом завзятому лоботрясу и двоечнику не хватало запаса слов, чтобы выразить чувства, переполнявшие его душу В своей манере наивной откровенности он признавал это в песне «I Want To Tell You» 1966 года. Нет ничего удивительного в том, что он кинулся в объятия восточных религий и культур, — именно Восток дал ему внутренние освобождение, свет, мудрость и любовь. Всё то, что в западной культуре упрятано под толщей книжной пыли, размеренным благоразумием жизни, лицемерием и словоблудием.

Тем не менее, даже первые его опыты не только соответствовали общему направлению музыки Битлз, но и придавали ей определённую специфичность, некоторую элитарность и даже экзотичность. Песни Харрисона в репертуаре группы носили характер десерта, необычных «савойских трюфелей», восхитительных сладостей, объесться которыми невозможно по причине их малого количества...

«Don't Bother Me» («He доставайте меня»), появившаяся на втором альбоме группы «With The Beatles» в октябре 1963 года, — не первая попытка сочинительства (до этого Джордж участвовал в создании инструментальной композиции «Cry For A Shadow»), но первая полностью самостоятельная его вещь. Было бы непростительной ошибкой, работая бок о бок с такими плодовитыми авторами-песенниками, как Леннон и Маккартни, не попробовать свои силы в сочинительстве. Даже Ричард Старки, совсем уж не блещущий композиторскими способностями, начал сочинять песни.

По общему признанию, в своей первой композиции Джордж просто-напросто имитировал технику сочинительства дуэта Леннон-Маккартни. Что касается музыки — скорее всего, это так. Позднее сам Джордж пренебрежительно отзывался об этой песне как о пробном шаре: «смогу — не смогу». Но уже в тексте — не слишком замысловатом, как и полагалось в то время, — проявляется сущность Джорджа. Только самодостаточный интроверт и индивидуалист мог свою собственную мизантропию облечь в лирическую форму: «С тех пор, как она ушла, я ни с кем не хочу разговаривать. Проваливайте, оставьте меня одного, не доставайте меня». Задолго до того, как Джон, признав свою слабость, обратился за помощью к ближним в песне «Help!», Джордж — пусть и бессознательно — отверг любые попытки вмешательства в его внутренний мир. Подобные интонации можно найти в стихах Стюарта Сатклиффа, первого басиста Битлз, талантливого художника и вообще незаурядной личности. По характеру он был близок Джорджу — та же самоуглубленность, закрытость. Сатклифф во многом сформировал имидж группы и, в какой-то мере, её концепцию. Джордж, ещё достаточно юный для того, чтобы отдавать себе в этом отчёт (на момент смерти Сатклиффа Харрисону едва исполнилось 19 лет!), не мог не поддаться влиянию Стюарта, его мировоззрения.

«Худсовет» в составе мэтров, Джона и Пола, Долгое время противился творениям Харрисона, пропуская их в альбомы группы с явной неохотой — «самим развернуться негде, а ещё этот «малыш» со своими бредом!». «You'll Know What To Do», сочиненная в 1964 году, — так и осталась не записанной. «Only A Northern Song» (1967) — по счастливой случайности нашла своё место на альбоме «Yellow Submarine» (1969). «Art Of Dying» (1967) — вышла на соло-альбоме Джорджа «All Things Must Pass» (1970). «See Yourself» (1967) — на альбоме «33 1/3» (1976). «Not Guilty» (1968) — только в 1979 на пластинке «George Harrison». Сочиненная в 1968 году песня «Circles» увидела свет в 1982 году (альбом «Gone Troppo»). Неудивительно, что на момент распада группы у Харрисона накопилось такое количество нереализованного материала, что хватило на тройной альбом. В дальнейшем с материалом для соло-альбомов Джорджу приходилось повозиться. Он сам себе стал «худсоветом» и, надо признать, ничуть не менее строгим, чем Леннон-Маккартни.

Следующие две композиции Джорджа как одного из полноправных авторов группы Битлз появились только в 1965 году (альбом «Help!»).

«I Need You» («Ты мне нужна») — сразу обозначила Харрисона как певца вечной и бесконечной любви. Той любви, которая разлита в природе, как солнечный свет, и которая — несет истинную, непреодолимую и ни с чем не сравнимую радость. Впоследствии тема Божественной любви, проносящей радость и свет, станет доминирующей в сольном творчестве Харрисона. «I Need You» — всего лишь сполох того бушевавшего в груди Джорджа пламени, которое зажгла Патти Бойд. Она познакомилась с Джорджем на съёмках «A Hard Day's Night» и долгое время оставалась его музой. Даже после того, как покинула его ради Эрика Клэптона.

Нестандартная психологичность текста «You Like Me Too Much» («Я слишком тебе нравлюсь») выделяет его из общего потока песенок о любви. Интуитивно Джордж несколькими мазками, контурно изобразил сюжет, которым вполне мог бы воспользоваться итальянский режиссер Бертолуччи для своего фильма «Последнее танго в Париже» — шедевра 1972 года, Состояние любви-нелюбви, когда людей удерживает вместе не страсть и не желание, а нечто иное, более глубинное и таинственное, — такой песни до Харрисона не писал никто.

Альбом «Rubber Soul» (декабрь 1965 года) ознаменовал поворот группы к осмысленным и вдумчивым текстам в духе Боба Дилана и поискам новых саундов, к чему их подтолкнула доведенная до изумительного совершенства музыка группы The Byrds.

Если для Джона Леннона поэтическая игра без правил и ограничений являлась обычным делом, — абсурд был у него в крови, — то для Пола Маккартни и Джорджа Харрисона, думаю, она представляла определенные трудности. Поэтому основные усилия басиста и соло-гитариста в тот момент были направлены на поиски новых звуков. Одним из первых плодов этих поисков стал ситар Джорджа в «Norwegian Wood». Хотя Джордж играл на индийском инструменте как на гитаре, он всё же привнёс в песню некоторую долю экзотики, добавив ещё большую таинственность и без того запутанной истории Леннона о мебели из норвежского дерева и экзальтированной девице.

Ответственность за «звенящий» саунд «If I Needed Someone» («Если мне кто-нибудь потребуется») полностью лежит на группе The Byrds. Их фирменный звук в кавер-версии песни Пита Сигера «The Bells Of Rhymney» околдовал Джорджа. Он не смог удержаться от того, чтобы не воспользоваться чарующим риффом Роджера Макгинна. Как честный человек, он выслал первую копию этой песни своему вдохновителю со словами благодарности. Видимо, именно тогда, глубокой осенью 1965 года, зародилась прекрасная дружба двух выдающихся коллективов.

Как раз о том, что Джорджу не свойственна игра словами свидетельствовал текст этой песенки: циничный откровенный взгляд мужчины на женщин как сексуальный объект подавался без прикрас, экивоков, вполне реалистично («оставь свой номер на стене, я позвоню, если мне кто-нибудь потребуется», — не отсюда ли строка Виктора Цоя «оставь телефон и иди»?!).

Ещё одним вкладом Харрисона в «Rubber Soul» стала песенка с непритязательной жизненной моралью «Think For Yourself» («Думай сам»), «Пусть твой разум несовершенен, постарайся думать больше для твоей же собственной выгоды», — без обиняков заявляет Харрисон-реалист, призывая слушателя к достижению самостоятельности и самодостаточности. Но только ли разумом должен руководствоваться человек в достижении высших целей? Уже через полгода Джордж проповедовал совсем в ином ключе, что, несомненно, говорит о том, что тот период был для него переломным. Как и для Битлз. Как и для всей рок-музыки.

1966 год, альбом «Revolver».

«I Want To Tell You» («Я хочу сказать тебе») — первая вещь, в которой по-настоящому проявилась тяга Джорджа к философии. Обыденное сознание не в силах справиться с десятками вещей, каждый день происходящих в этой жизни между близкими людьми. Отсюда все эти приступы ярости, холодность, равнодушие, оцепенение, депрессии. В песне Харрисона некомфортное состояние неспособности высказаться доверено вокальным гармониям Джона и Пола, исполненным с таким мастерством, что непроизвольно возникает обратный эффект: создается полная иллюзия нормальности и обычности такой ситуации. Похоже, что сам Джордж не ожидал столь позитивного звучания печальной песни. Но поскольку сама природа его души не способна на иное, более мрачное звучание, за подобные скользкие темы в дальнейшем Харрисон просто не брался.

«Love You To» («Любить тебя», возможно, пародийный намёк на «Love Me Do») — ознаменовала рождение рага-рока: впервые в рок-аранжировке в полной мере аутентично использованы индийские музыкальные инструменты (в данном случае, табла). «Люби меня, пока я — живой» (нечто подобное Владимир Шахрин написал 25 лет спустя).

Первое, что потрясло Джорджа в индуистских религиозных трактатах, он не замедлил превратить в песню, необычную по всем параметрам 1966 года. Это было совпадение одного из индуистских постулатов об эфемерности жизни с мыслью, которая одолевала не одно поколение юнцов-европеоидов... Весьма естественной мыслью для молодого человека, которому претит необходимость и без того короткую жизнь тратить на то, чтобы убедить легкомысленный объект своих мечтаний заняться любовью («a lifetime is so short... make love all day long»). Любопытно, что у «лояльного» Маккартни та же примерно философия выражена в более приличной форме: «Life is very short, and there's no time for fussing and fighting» («жизнь слишком коротка, и нет времени для ссор и драк» (сингл «We Can Work It Out», 1965).

Новаторские рок-пульсации «Taxman» («Сборщик налогов»), его первого настоящего хита, заставили весь мир серьёзно относиться к Харрисону как композитору Но песня интересна ещё и текстом. С сарказмом и едкостью, которым позавидовал бы сам Джон Леннон, Джордж даёт отповедь всей экономической системе Соединенного Королевства. И дело не только в нелицеприятном упоминании британских политиков Гарольда Вильсона и Эдварда Хита. «Материальными» налоговыми вопросами задался самый нематериальный из Битлз, на первый взгляд, витающий в облаках. Одной из сторон уникальности Джорджа было то, что его мистицизм никогда не вступал в противоречие с жизнью в материальном мире. Он почти всегда умел устраивать здоровый и продуктивный компромисс между тем и другим.

В 1967 году на альбоме «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» влияние индийской культуры становится всё более отчётливым: Джордж исполняет гитарную партию в «Lucy In The Sky With Diamonds» в унисон с голосом Джона так, как принято в Индии сопровождать вокальную музыку.

По словам Джорджа, он никогда не думал о гималайских йогах, но неожиданно эта мысль появилась на периферии его сознания, как будто кто-то шепнул её ему Отчасти это было причиной, почему он поехал в Индию. Рави Шанкар и ситар были предлогами; хотя и они являлись важными составляющими поиска духовного контакта...

Единственный вклад Харрисона-композитора в «Сержанта...» — «Within You Without You» («Внутри тебя, вне тебя»). В определенном смысле это творение довело рага-рок, зачатый «Love You То», до логического предела, — дальше двигаться в этом направлении было уже некуда, — оставалось только возделывать открывшееся пространство (что Харрисон и сделал в саундтреке к фильму «Wonderwall»). Текст описывал разговор Джорджа с Клаусом Форманом об ощущениях, которые приходят во время медитации. В основном же, слова следовали надписи, которая была высечена на камне в саду Стивена Стиллза из группы The Byrds. «Попытайся понять, что всё это внутри тебя, и никто не в силах что-либо в тебе поменять... жизнь протекает внутри тебя и вне тебя». Но дело было не столько в философских выводах, сколько в трансцендентальной практике, которая на тот момент была главным, что волновало Джорджа. В медитации пытливый ум Джорджа обнаружил альтернативу химически вызванному освобождению сознания. Естественно, его творческое начало не могло устоять перед соблазном отразить новые открытия в музыке. Что он и сделал, соединив восточную созерцательность католическим пуританством (отсюда и строчка из Библии).

О своих открытиях Джордж (вместе с Джоном) поведал миру в ТВ-шоу Дэвида Фроста. Среди зрителей присутствовал Хуан Маскаро, переводчик книги древнекитайского философа Лао-цзы «Дао-Де-Цзин» («Основы Дао и Дэ, или Канона выявления изначального»). Он передал Джорджу копию перевода XLVII главы этого религиозного трактата. К тому времени Pink Floyd уже записали песню Сида Баррета «Chapter 24», текст которой базировался на книге «И-Цзин» («Книга Перемен»). Адаптация восточных философских концепций для европейского сознания шла полным ходом. Мог ли Джордж остаться в стороне от этого процесса, которому сам и положил начало?!

На текст Лао-Цзы он сочинил одну из самых удивительных своих мелодий, что говорит о его полном погружении в материал. «The Inner Light» («Внутренний свет») записывалась в Бомбее с индийскими музыкантами, после сессий «Wonderwall Soundtrack» в январе 1968 года, — Джордж явно пребывал в гармонии с самим собой и окружающим миром. На «облаке №9».

Не выходя за порог — познаёшь Поднебесную.
Не вглядываясь в окно — постигаешь Небесное Дао.
Чем дальше выходишь — тем меньше ведаешь.
Вот отчего постигший не странствуя — ведает,
не вглядываясь — различает,
не влияя — свершает.

(русский перевод — Юй Кан)

Тем не менее, самих Битлз и их продюсера Джорджа Мартина больше устраивала не столь мудрёные сочинения рок-индуиста. В сентябре-октябре 1967 года они записывают композицию Харрисона, основанную на реальном полуанекдотическом и вряд ли достойном поэтизации событии. Коротая время в ожидании куда-то запропастившегося друга (Дерека Тэйлора), Джордж сочинил несложную песенку «Blue Jay Way» (по названию улицы, где он находился). Благодаря весьма замысловатой аранжировке, искажённому электроникой голосу вокалиста и разного рода студийным ухищрениям песня приобрела пугающее и таинственное звучание, став едва ли не центральным номером проекта «Magical Mystery Tour». Несмотря на то, что большая часть материала «Белого альбома» (1968) сочинена в Индии, восточные настроения Харрисона на нём практически не заметны. И это притом, что песни Леннона переполнены разного рода намёками на индийские эксперименты, аллюзиями на происходившие там события («Sexy Sadie», «Dear Prudence», «I'm So Tired»). Создаётся впечатление, что Харрисон идёт на поводу у своих деспотично-прагматичных коллег. Однако именно к этому периоду относится первая попытка «развода» Джорджа с группой в лице Пола. Недаром на запись одного из лучших номеров альбома приглашён его близкий друг, Эрик Клэптон. Знаменитое соло, блистательно исполненное выдающимся гитаристом, придало песне «While My Guitar Gently Weeps» («Пока моя гитара нежно плачет») особую, драматическую окраску. Но неужели сам Джордж не смог бы исполнить нечто подобное?! Сермяжная правда заключалась в том, что Эрик был нужен, прежде всего, в качестве демпфера, для смягчения напряжённой атмосферы в студии. В первоначальном варианте (включенном в «Антологию-3»), Джордж, всегда далёкий от мелодраматических пережимов вообще и дешёвого сентиментализма в частности, под акустическую гитару выводит голосом чистую грустную мелодию, страстность которой упрятана на самое дно истинной нежности.

Забавная стилизация под детскую песенку «Piggies» («Хрюшки») — родилась, видимо, как продолжение социальной сатиры, начатой Джорджем в «Taxman». Идиоматическое выражение о полезности хорошей трёпки («damn good whacking») Джордж позаимствовал у своей матери Луизы. Отчасти его также вдохновила «Алиса в стране чудес», любимая книга Леннона. (В подражание стихам Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в стране чудес», написана и другая песня «Белого альбома» «Cry Baby Cry» — прим. А. К.) А именно, эпизод с Герцогиней и ребёнком-поросёнком, нуждающимся в порке (глава IV, «Поросёнок и перец»).

Джордж сравнил воротил бизнеса со свиньями, которым нет дела ни до чего, кроме своего свинарника: «Везде прорва хрюшек, живущих свинской жизнью...». И снова лёгким пунктиром Джордж дал тему, которую Pink Floyd впоследствии развернули на целый концептуальный альбом «Animals» (присовокупив, конечно, новеллу «Скотный двор» Дж. Оруэлла).

«Savoy Truffle» («Савойский трюфель», придуманное название конфет): если уж забавляться, то забавляться до конца. Наступив на горло своей «санскритской» песне, Джордж оттягивается по полной программе. Взяв текст с коробки конфет и творчески переработав его вместе с Дереком Тэйлором, он сделал вполне европейскую песенку о вреде сладкого, посвятив её кариесу Эрика Клэптона. Сатира и юмор! Харрисон только на первый взгляд производил впечатление угрюмого человека. На самом деле юмор его иной раз перехлёстывал через край, что особенно ярко проявилось в компании таких же, как он, шутников из Traveling Wilburys. Да и с эксцентриками Monty Python его сблизила природная склонность к шуткам и веселью.

Исполненная на одном дыхании, эта песня резким звучанием духовых и гитар «отозвалась» в композиции Джона Леннона «Whatever Gets You Thru The Night» (1974). Впрочем, сам Леннон в записи «кондитерского» трека не участвовал.

Джона не было в студии и во время работы над «Long Long Long» («Долго, долго, долго», запись закончена 9 октября, в 28-ой день рождения Джона!). Очередная «взрослая» лирика Харрисона, не претендующая ни на какие откровения. «Так много слез я обрёл, так много слез растратил. Теперь я вижу, ты — это ты», — слова ради слов. Но трём Битлам отчего-то хотелось сделать из этой непритязательной вещицы нечто более весомое. И она достойно — нарочито тихо — венчает третью сторону винилового «Белого альбома», видимо, для того лишь, чтобы резкие аккорды «Революции №1», открывающей четвёртую сторону, звучали ещё отчётливей. Но Битлы не были бы Битлами, если бы ограничились лишь утилитарной стороной этой композиции. Некое подобие пародии на авангардную «Революцию №9» (запись которой была закончена за три недели до того, 16 сентября) звучит в самом финале песни: хаос звуков гитарных нот, барабанной дроби, дребезжания бутылки на акустической колонке и нечленораздельное бормотание.

Разработку собственной психоделической линии Харрисон начал ещё в 1967, когда написал «Only A Northern Song» (см. статью «Эксперт-тэксперт (абсурд в песнях Битлз)» «Эплоко» №2, 2002). Предназначавшаяся для «Сержанта», эта песня была издана только в 1969 году на альбоме «Yellow Submarine». Также, как и «It's All Too Much» («Этого слишком много»), записанная во время сессий «Magical Mystery Tour». Это ещё одно посвящение Патти Бойд. Композиция создавалась под воздействием ЛСД. Отсюда и сложность музыкальной структуры, лихо закрученной на основе диссонансных гитарных аккордов в духе Джими Хендрикса и психоделических наслоений звуков остальных инструментов, звучащих на редкость «наркотически» развязно. В тексте же автор без обиняков признаётся в своей беспредельной скромности:

Это слишком много для меня — любовь, которая вокруг тебя сияет.
Весь мир — именинный пирог, и если уж брать кусочек, то поменьше,
Твои длинные светлые волосы и голубые глаза, и вся ты — это слишком много.

Гармонизированная какофония, этакий рок-Шостакович, «It's All Too Much» предвосхитила психоделический прогрессив группы King Crimson.

«Old Brown Shoe» («Старый коричневый ботинок») (апрель 1969 года), выпущенная в виде сингла, — ещё один пример безделицы, которая стоит многих сокровищ. Обычный рок-н-ролл, — динамичный настолько, насколько это возможно для Джорджа. Очередная любовная песенка на основе не слишком оригинальной разработки принципа дуализма, единства и борьбы противоположностей (нечто подобное Маккартни проделал в «Hello Goodbye»). Сам «старый коричневый ботинок», по всей видимости, является антитезой «Синих замшевых ботиночек» Карла Перкинса, перед которым Джордж преклонялся. И всё же не создаётся впечатления, что эта вещь проходная. Наоборот, вдохновенный драйв группы придаёт песне необыкновенную значимость. Пожалуй, так резко и агрессивно, как в «Old Brown Shoe», гитара Джорджа не звучала ни в каком другом его соло.

Спустя две недели после записи этой «несерьёзной» песни, в мае 1969 года группа приступает к работе над самым значительным произведением Джорджа, написанным им в составе Битлз. Альбом «Abbey Road» от начала до конца состоит из шедевров, но «Something» («Что-то») — выделяется даже на таком блистательном фоне. В наследии Харрисона композиция занимает особое, почётное место, поскольку наряду с «Hey Jude», «Girl» и «Yesterday» является одной из самых известнейших и популярнейших песен Биглз, наиболее часто исполняемых другими артистами. Созданная как «исправленная и дополненная» версия песни Джеймса Тейлора «Something In The Way She Moves» в форме романтической баллады для Рэя Чарльза, композиция переросла пределы, которые предполагались для неё изначально. Переросла в космических масштабах. Сам автор по причине природной скромности поначалу не осознал этих масштабов и, не слишком надеясь на «худсовет» группы, одолжил «Something» Джо Кокеру. Тот стал первым из её бесчисленных интерпретаторов, в числе которых и Рэй Чарльз, и Элвис Пресли, и Фрэнк Синатра, назвавший её «величайшей песней о любви всех времён».

О дружбе великих сказано много. Пушкин и Гоголь, Ван Гог и Гоген, Гендель и Бах... Но до сих пор не ясна метафизическая составляющая отношений двух гениев. Насколько влияет биополе и энергия одного на творческие силы другого, и какова закономерность появления шедевров в зависимости от их отношений? Так или иначе, Пол Маккартни сочинил одну из нежнейших своих мелодий «Here, There And Everywhere», сидя у бассейна в особняке Леннона и наблюдая за плещущейся водой. Песня, которая выразила всю красоту души Джорджа Харрисона, явилась ему зимним утром в саду его ближайшего друга, Эрика Клэптона. «Here Comes The Sun» («Солнце восходит») — образец гениальной простоты, в которой, казалось бы, нет ничего, кроме тончайших кружев мелодии и бесхитростного восторга перед светилом. Харрисон на протяжении всего творческого пути не раз возвращался к образу Солнца как олицетворению радости, тепла и света, источнику жизни. В посмертном альбоме Джорджа «Brainwashed» есть ещё один гимн Солнцу — «Rising Sun».

«For You Blue» («Грущу о тебе»), блюз, навеянный — уже без всякой метафизики — гитарной игрой Клэптона и, конечно, Элмора Джеймса, с которым по ходу дела Джордж сравнивает Джона Леннона (который исполнил соло на стил-гитаре). Это наименее приметная работа Харрисона в составе Битлз. Наверное, оттого, что, в соответствии с духом импровизации, который правит альбомом «Let It Be» (1970), песня исполнена нарочито неряшливо, что само по себе для Харрисона крайне нехарактерно.

Вторая композиция Джорджа на альбоме «Let It Be» — «I Me Mine» («Я, Мне, Моё») — стала точкой в совместном студийном творчестве группы. И хотя Джон не присутствовал на записи, остальная троица вдохновенно исполнила этот причудливый и грустный гибрид вальса и рок-н-ролла. Никакого упадка сил, никакого равнодушия к происходящему Произведение Джорджа стоило того. Вопрос о тёмных сторонах человеческого подсознания он не столько решал, сколько обозначал. Но драматизм, заключённый в тексте, музыке и самом голосе Джорджа, сродни шекспировским трагедиям. Не так уж часто мягкому лирическому таланту соло-гитариста Битлз открывались такие глубины.

Чаще он был дидактичнее и наивнее (но без нравоучительного занудства, которое ему претило). Как, например, в песне 1968 года, подаренной ливерпульскому певцу Джеки Ломаксу, «Sour Milk Sea» («Море прокисшего молока»):

Если твоя жизнь не удалась, ты не доволен ей, не делай перерыв, как многие из нас.
Лучше превозмоги себя, найди, где ты совершил ошибку...
(Выбирайся из Моря Прокисшего Молока, не задерживайся там...)

Битловские песни Джорджа Харрисона не столь причудливы и замысловаты, как песни Леннона. Не столь игриво-легки, как песни Маккартни. И всё же особое ощущение хрупкого душевного равновесия, которое всегда в них присутствовало, придавало им ни с чем не сравнимую притягательность. Ценность их возрастала ещё и потому, что Джорджу удавалось уйти от прямого подражания своим старшим коллегам. Будучи любознательным, Джордж использовал для своих песен самые разнообразные источники вдохновения, самые различные влияния. Но никогда не останавливался на банальных вариациях или простом обыгрывании чужой идеи. Всё, что он улавливал извне, пропущенное через горнило его таланта, приобретало неповторимую и мгновенно узнаваемую окраску и звучание.

Спорной славой рок-мистика Джордж обязан своему ориентально-хиппийскому имиджу конца 60-х — начала 70-х, а также лёгкому налёту недосказанности некоторых его творений. И всё же свою солнечную душу он доверял только музыке. Именно поэтому даже самые печальные песни Джорджа Харрисона пронизаны бесконечным теплом и светом.

© Алексей КОРШУН, 2003, Екатеринбург

« Журнал Эплоко 4-5'2003

Статью я написал в начале октября этого годи, мне хотелось сделать подарок всем, кто любит «Битлз», их множество. С множественным подарком вышел курьез: он застрял в редакции нашей рижской газеты «Час», поскольку «слишком эмоционален, эссеистичен и не вписывается в формат, хотя статья хорошая».
В конце концов, я уверен, подарок дойдет по назначению, так или иначе. А «формат», как тесный мундир, надо по праздникам оставлять в шкафу.
И. К.

Abbey Road — конец пути

В октябре 1962 года «Битлз» выпустили первую сорокопятку с Love Me Do и P.S. I Love You, положив начало истории ярчайшего музыкального явления 20-го века. Семь лет спустя, они выпустили Abbey Road, который стал их лебединой песней. Последний Альбом «Битлз» вышел с большой буквы, поразительно сильный и сложный, эмоционально непохожий на большинство предшествующих их работ. В этом шедевре современного искусства слились воедино и смерть гениальной группы, и рождение новой эры рока. Альбом вобрал в себя разнообразнейшие музыкальные и поэтические идеи и стал произведением, в итоге значащим неизмеримо больше, нежели просто сумма этих идей. Abbey Road — не только великий взлет, творческий пик группы, он одновременно и прекрасная человеческая победа Джона, Пола, Джорджа и Ринго над своими слабостями, достойное завершение правдивой истории и Великой Сказки Рока.

В начале июля 1969 года Пол Маккартни позвонил Джорджу Мартину и сказал, что группа хочет записать новую пластинку. Мартин поначалу отказался: «Я не хотел браться за новый альбом, еще свежи были психологические раны, полученные во время записи Let It Be. Мысленно я поставил крест на работе в студии, группа распалась. Джон принимал сильные наркотики и ни с кем не желал считаться, возненавидел Джорджа и Пола. Бесконечные стычки по самым разным поводам, несколько настоящих драк, работать было невозможно. Я не хотел продолжения кошмара и сказал, что не вижу смысла ничего начинать, но Пол сказал: «Мы хотим записать альбом, как раньше». Мы встретились в студии, как встречаются дома родные люди после долгой разлуки. Все понимали — это последний наш альбом — и трудились сообща, и у нас получилась прекрасная работа. Как раньше».

Осенними вечерами приходят к нам старые добрые сказки. Любят они, когда рассказывает их собравшимся друзьям искусный мастер. И созывает друзей песней Соберемся Джон Леннон, достойнейший рассказчик среди великих английских сказочников — Кэрролла, Грэйема, Миллна. Соберемся же и послушаем яркую сюрреалистическую музыкально-поэтическую мозаику, выложенную Джоном, его прощальный замысловатый каламбур-с-раскланиванием перед страной, которую он долгие годы с любовью населял образами своей поразительной, неистощимой фантазии, его сдавленное, приглушенное «Ура!» в час расставания с любимыми местами и персонажами — Моржом, Земляничными Полянами, Стеклянными Луковицами, с Небесами, где летает Люси и парит Мистер Бумажный Змей. Здравствуйте и прощайте! Не будет больше у Джона таких песен-сказок, и плывут уже незримо в воздухе строки из его песни «Бог» с сольной пластинки Plastic Ono Band: «мечта умерла».

В 69-м «Битлз» заканчивались, они умирали, и даже из песен Пола Маккартни ушла, как уходит в дождливую осень долгое ясное лето, всегдашняя его чудная романтическая приподнятость и оптимизм. Тяжесть, тяжесть. Стонет и мечется Джон, сходя с ума в Я хочу тебя, ревет Пол в Дорогая! Где ты, покой души?

Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана... Изучала Джоан на дому мудреную науку — патафизику, и вдруг стук в дверь. Тук, тук, кто там? Да Маккартни это, Маккартни решил пошалить Серебряным Молотком Максвелла. Веселая, насмешливая картинка в трех куплетах с по-детски торжествующей несправедливостью в финале о некоем Максвелле Эдисоне, в первом куплете — студенте медицины, в заключительном — маньяке, пристукнувшем серебряным молотком сначала Джоан, затем преподавательницу и, наконец, зазевавшегося судью. Слушатель, воскликни, уподобившись Станиславскому: не верю! Не Маккартни это, слишком мрачно! Мрачный мажор, это по части Рэя Дэвиса и Алана Прайса. И проверка слуха напоследок: во втором куплете на слове behind Пол явно хотел чихнуть, зевнуть, почесать нос или все вместе, взял неверную ноту, и следующее слово writing пропел, фыркнув от смеха.

В преддверии конца «Битлз» взошло солнце Джорджа Харрисона, и он расцвел двумя пленительно нежными, чистыми песнями о любви. Фрэнк Синатра назвал его Что-то «одной из величайших песен о любви»; ни поэтически, ни мелодически она не уступает ни одной песне Леннона-Маккартни. Джордж вышел наконец из тени, поверил в себя и обрел душевный покой, о котором молили Джон и Пол. Восходит Солнце Джорджа просто светится оптимизмом и надеждой, в ней живет по-детски восторженное ожидание чуда. Все приходит, и все проходит!

Пройдем и мы. Куда? Ну, например, туда, откуда веселые и добрые песни берутся. Плыл как-то Ринго на шхуне, плыл и проголодался, а капитан предложил ему осьминога на обед. Ринго отказался, и тогда хитрый капитан стал рассказывать ему, прямо как Морж Устрицам, как очень головоногие осьминоги, очевидно, начитавшись Вольтера, украшают свой сад всякими блестящими штучками и камешками, и оттого кушать их весьма и весьма приятно. Съел ли Ринго осьминога, история умалчивает, а вот история капитана пришлась ему по вкусу, и с небольшой помощью Джорджа он написал веселую и добрую песню о том, как хорошо в Саду у Осьминога. И так как сюжет ее «подводный», кое кто считает ее неким продолжением Желтой Подлодки. Почему бы и нет?

Почему же, почему? Да Потому что, когда Йоко Оно играла Лунную Сонату Бетховена, Джон послушал, подумал и попросил.ее сыграть аккорды выровот-нашировот, вот и вышло Потому что. Стихи очень красивые, в них есть невинность ребенка, радующегося простым и вечным вещам — голубизне неба, свежести ветра и теплу солнца. И грусть, оттого, что мир — круглый. (Так и хочется добавить: и оттого, что люди слишком часто тоже круглые, но по другому поводу).

А на обратной стороне этой допинкфлойдовской луны — двадцать дивных минут «карманной симфонии» из фрагментов незавершенных песен Пола и Джона. И начинается она с денег. Деньги, деньги, дребеденьги... Ты никогда не даешь мне денег — плач в трех частях о несчастной любви и отсутствии настоящих денежных знаков, а не бумажек, их заменяющих. Вторая часть, повествующая о мрачных перспективах выпускника колледжа без гроша в кармане — О, это дивное чувство — некуда деваться! исполняется фирменным голосом Маккартни а ля Lady Madonna и Back In The USSR. И заключительная, отчаянно Сладкая Мечта, утереть слезу, сесть в лимузин, наплевать на все, дать по газам да и уехать с любимой в новую жизнь.

Постой паровоцци, не стуканто колеццы... В 1980 году Леннон заявил: «Король Солнце — фуфло». Совершенно очевидно, что он имел в виду Людовика XIV, а не свою песню, заканчивающуюся потрясающе мелодичной бессмысслицей из итальянских, испанских и португальских слов. Любителям докапываться до сути Джон разъяснил: «Да баловались мы, баловались. Распевали quando para mucho, Пол со школы помнил пару слов по-испански, ну и разошлись». Но, позвольте, должен же быть смысл, как же без него? Смысл появляется, если в конце фразы «Уно уно уно уно моменте» пропеть с чувством волшебное слово «сакраменто».

Не любили Битлз ничего пресного, а любили Сержанта Перца и Злого Мистера Горчицу, которые проживали в Англии, придуманной Джоном Ленноном. Злюка Горчица получился из газетной статьи о старом скряге, прятавшем деньги куда только можно и куда только нельзя, а портрет его сестры Пэм позволила Джону списать с себя бомжиха из Гайд-Парка, которая для удобства все свое носила с собой в полиэтиленовом мешке. И дался же Джону этот полиэтилен! Еще один кулинарно-поэтический рецепт от Леннона: берется одна стародавняя поклонница «Битлз» с ливерпульских времен, по прозвищу Полиэтиленовая Пэт. Еще берется эксгибиционистка, наряжавшаяся в полиэтиленовый мешок. Смешать обеих, добавить острот по вкусу и получится Polythene Pam.

Она вошла в открытое окно ванной комнаты — ну И ЧТО? Твоя ванная комната — ты и разбирайся, кто вошел, зачем, и причем здесь серебряная ложка. А, снова Маккартни, ну и славно тогда, что ложка, а не молоток. Лучше и не пытаться связно истолковать весь текст от начала до конца, Пол слишком глубоко зарыл собаку.

Великолепная и одна из наиболее запоминающихся песен на альбоме, демонстрирующая способность Маккартни играть словами не хуже Леннона.

Когда-то еще можно было вернуться домой, когда-то... Спи дорогая, не плачь, я спою тебе колыбельную и приснятся тебе Златые Грезы. А нам — Нести Свой Крест до конца, но нести крест «Битлз» осталось совсем недолго, вот уже начинается Конец последнего Альбома. И простое, но мощное, впечатывающееся в мозги соло Ринго на ударных, и вот уже Джордж, Джон и Пол ведут дуэль на трех гитарах, и бьется тонкий пульс клавиш, и гитарные завитки, как белые, разлетающиеся в разные стороны, птицы, и последняя строка, заключительные слова которой подхватывает оркестр и несет бережно на своих сильных, любящих руках. И летит и звенит в воздухе великая эпитафия Великой группе: «И в конце Пути тебя ждет столько любви, сколько ты ее отдал».

«Это все, что останется после меня, это все что возьму я с собой...»

Все же, последнее слово предоставляется Ее Величеству. Однако, от кого она так далеко спряталась? Ах, от Злого Мистера Горчицы и Polythene Рam, меж которых ее неосмотрительно поместил поначалу Пол. В столь дурной компании Ее Величество терялась, а чтобы случайно она совсем не потерялась, инженер звукозаписи перенес ее в самый конец пленки, и позже Пол решил, что там ее почетное место.

Ее Величество — красивая девчонка
Глотну для храбрости — в любви признаюсь ей
Ее величество — премилая девчонка
И очень скоро согласится быть моей.

Именем Ее Величества премилой девчонки Сказка и заканчивается. Конец одного щемяще-прекрасного Пути и начало четырех новых. Это было неплохо, это было совсем неплохо, это было здорово, великолепно, потрясающе и черт-дери-как-хорошо! И идут вечной веселой солнечной осенью по Abbey Road Джон, Ринго, Пол и Джордж. Идут, окруженные огромной любовью, потому что всю свою любовь вложили в музыку и подарили ее миру, и он стал гораздо лучше. Спасибо, друзья!

Р. S. — I Love You.

© Игорь КУКУШКИН, 2002, г. Рига
© Стихотворный перевод: Наталия НЕЧИПОРЕНКО, 2002, г. Вильнюс

Наверх

Главная страница | О дизайне | О музыке | О себе | Гостевая книга

Copyright © 2006 I am the Welder

All rights reserved